» » «Ответственность за нарушения права потребителя, предусмотренные законодательством РК»

«Ответственность за нарушения права потребителя, предусмотренные законодательством РК»


Представителей различных слоев казахстанского общества объединяет то, что все они являются потребителями товаров и услуг. Кем бы не работал гражданин РК, он всегда будет являться потребителем. Законодательство нашей страны защищает права потребителей от недобросовестных производителей.


Потребители имеют права и обязанности, предусмотренные законом РК «О защите прав потребителей».

Одним из основных принципов защиты прав потребителей является «обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей». Государство определило некоторые инструменты, с помощью которых потребители смогут защищать свои права.


В статье 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей» указаны условия, нарушающие права потребителей при заключении договора. Если в результате применения условий договора, нарушающих и ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме. Данная норма является одним из инструментов для привлечения к ответственности нарушителя права потребителя.


На основании ст. 10 закона «О защите прав потребителей», если потребителю предоставлена неполная, недостоверная и несвоевременная информация о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) и это повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. Это следующий инструмент


На основании ст. 25 закона «О защите прав потребителей», продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от изготовителя соответствующей информации о товаре. Ответственность за неполучение информации о товаре (работе, услуге) продавец не может переложить на кого-либо и обязан предоставить эту информацию на двух языках. Предоставление информации на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной. Такие случаи встречаются достаточно часто при приобретении товаров (работ, услуг), включая приобретение автомобилей иностранного производства. Отсутствие надлежащей информации у потребителя приводит к тому, что потребитель может нарушить условия пользования товаром (работой, услугой), что в итоге наносит ему экономический ущерб.

В случае если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, потребитель вправе предъявить продавцу письменную претензию о нарушении права потребителя на приобретение качественного товара, ссылаясь на ст.15, ст. 30 закона РК «О защите прав потребителей». Письменная претензия должна быть составлена в двух экземплярах. Оригинал необходимо предъявить продавцу, на втором экземпляре получить подпись получателя и дату получения претензии. В течение 10 календарных дней нарушитель права потребителя обязан ответить на претензию. В случае не получения ответа или неудовлетворения законных требований, потребитель вправе обратиться в Суд. На основании ст. 30 п.6 закона, за просрочку выполнения требований потребителя нарушитель права, выплачивает потребителю неустойку в размере 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки.


Также в соответствии с п. 5 этой же статьи, в случае, если продавцом установлен гарантийный срок, продавец обязан удовлетворить требования потребителя, если не докажет, что недостатки в товаре возникли после их передачи потребителю вследствие нарушения потребителе и правил использования товара или его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы. Т.е. бремя доказывания, что товар был надлежащего качества до передачи потребителю, лежит на продавце.


К нам часто обращаются потребители по поводу обвешивания, обсчитывания их в супермаркетах. К примеру, «пробить один товар два раза» - не редкость кассиров в супермаркетах. Это не единственная проблема в части обмана потребителя. Часто цена товара одна на прилавке, а в чеке потребителя ждет «нежданчик» в виде более, как правило, высокой цены. Столкнувшись с такими проблемами, потребители обращаются к нам за консультацией. В таких случаях мы рекомендуем потребителям в момент обнаружения таких проблем обратиться к администрации магазина. Если же супермаркет не идет на встречу и не реализуют товар по цене объявленной на прилавках, не делает возврат денег за излишне пробитый товар, то потребитель может обратиться с заявлением в уполномоченный орган (полиция) с просьбой привлечь к ответственности нарушителя права. Т.к. на органы полиции в соответствии со ст.190 Кодекса РК «Об административных нарушениях», возложена обязанность по привлечению к административной ответственности за обман потребителя.


Уважаемые потребители, помните, что вы можете защитить свои нарушенные права, изучив закон РК «О защите прав потребителей». Не будьте пессимистичны в части восстановления своих нарушенных прав. Прощая нарушения своего права, тем самым потребители позволяют нарушителю права и далее нарушать закон РК «О защите прав потребителя».


Информация подготовлена ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» по социальному проекту НАО «ЦПГИ» при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан по теме «Проведение мероприятий по повышению правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей в Мангистауской области».

 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031