Тарифные планы
В Послании народу страны Президент РК поручил Национальному банку и правительству проработать комплекс мер по снижению инфляции до 3-4 процентов в среднесрочной перспективе.
Глава АРЕМ убежден, что тарифы на коммунальные услуги также будут в жесткой узде. Причем инвестиционные тарифы, внедренные в нашей стране с 2009 года, позволяют энергетикам обновить технический парк отрасли. По данным госорганов, эти вложения уже сегодня позволяют коммунальным службам за счет использования эффективных технологий снижать стоимость тарифов для населения.
Тариф в обмен на инвестиции
С 2009 года в Казахстане начала реализовываться долгосрочная политика «Тариф в обмен на инвестиции» в отношении энергопроизводящих организаций (ЭСО). По согласованию с уполномоченным органом ЭСО может сама устанавливать отпускную цену на электроэнергию, но она должна быть не выше предельного тарифа, уровни которого утверждены Постановлением правительства РК от 25 марта 2009 года. При этом введение предельных тарифов на электроэнергию предусматривает обязательное выполнение монополистами инвестиционных обязательств, направленных на создание новых активов, расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение.
Наличие инвестпрограммы – обязательное условие для утверждения тарифов. При этом Агентством РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) устанавливаются индикаторы инвестиционных программ, среди которых – снижение износа, нормативных потерь, удельного расхода топлива и энергоемкости оборудования. Таким образом, представители АРЕМ решили «убить двух зайцев»: помочь организациям, производящим «блага цивилизации», модернизировать технику, при этом удерживая тарифы, дабы они не били по карманам потребителей. По словам депутата мажилиса Сейтсултана Аимбетова, за счет реализации политики «Тариф в обмен на инвестиции» в Казахстане предполагается снизить износ основных фондов сферы электроэнергетики к 2016 году.
По данным уполномоченных органов, за 2009-2012 годы в отрасль уже инвестировано 514,6 миллиарда тенге, а к 2016 году этот показатель составит 1,2 триллиона тенге. Поэтому, по мнению народного избранника, справедливым является запрос о необходимости контроля эффективности расходов указанных средств на развитие отрасли. «Нам небезынтересно, куда, как, и в каком объеме тратятся средства от повышенных предельных тарифов.
Народ, являясь основным инвестором, должен знать, куда уходят средства: сколько отремонтировано и восстановлено, модернизировано и обновлено турбин и оборудования, сколько закуплено сопутствующей техники, отремонтировано и введено в эксплуатацию электрических и тепловых сетей, линий электропередач на народные деньги. То есть здесь совершенно необходима прозрачность», — отметил депутат в ходе
правительственного часа в Мажилисе с участием председателя АРЕМ. В этой связи он предложил провести аудит готовности объектов электроэнергетики к переходу от инвестиционного подхода «Тариф в обмен на инвестиции» к рынку электрической мощности в 2016 году. В свою очередь, председатель АРЕМ Мурат Оспанов сообщил, что данный аудит будет проведен. «С каждым годом у нас увеличиваются мощности станций, и к концу 2015 года программа "Тариф в обмен на инвестиции” должна быть закончена. Я думаю, наверное, в последний год или в ближайшее время аудит необходимый нужен будет, чтобы выяснить, насколько эффективно использовались те деньги, которые были собраны с потребителей. Может быть, в других развитых странах на модернизацию и расширение мощности на один киловатт тратится меньше денег. Такой энергоаудит будет», — отметил глава антимонопольного ведомства.
Обуздание тарифов
Главный антимонопольщик страны отчитался о работе по рассмотрению заявок от монополистов в прошлом году. Так, было рассмотрено 1073 заявки субъектов естественных монополий, из которых по 406 заявкам отказано, по 29 – снижено. Вместе с тем, субъектами-доминантами подано 129 уведомлений о повышении, по 55 уведомлениям вынесен запрет на повышение, в том числе 22 тарифа снижено. Он подчеркнул, что в Казахстане до первого мая этого года объявлен мораторий на изменение тарифов на регулируемые услуги. «Все изменения тарифов на регулируемые коммунальные услуги осуществляется с учетом запланированного коридора инфляции, рекомендованного правительством. В 2013 году обеспечен вклад в инфляцию на уровне 1,15 процента при плане 1,2 процента. В текущем году данная работа будет продолжена. В настоящее время объявлен мораторий на изменение тарифов на регулируемые услуги до 1 мая», — отметил он.
Но на этот счет у депутатского корпуса другое мнение
Так, по данным Сейтсултана Аимбетова, по статистике прошлого года тарифы на холодную воду в Казахстане в среднем выросли на 46 процентов, канализацию – на 44, транспорт – на 12, абонентская плата за телефон поднялась на 20 процентов. «Каждый новый год начинается с повышения коммунальных услуг за электрическую энергию.
Начало 2014 года также не явилось исключением. Так, с началом 2014 года на 7
процентов увеличился тариф на железнодорожные услуги, в 5 городах повышены цены на холодную воду, в 4 – на теплоэнергию, в 14 регионах — на электрическую энергию. При этом за последние пять лет средний рост тарифов на электроэнергию почти в два раза превысил рост цен на другие коммунальные услуги», — посетовал мажилисмен. «И когда к этому прибавляется рост тарифов за тепло, воду, газ и транспорт, соответственно повышающих цены на многие потребительские товары, наше население, и особенно люди с низким уровнем доходов, ставятся перед дилеммой: оплачивать ли коммунальные услуги или направлять деньги на насущные потребности по питанию, оздоровлению, уходу за детьми», — озвучил проблему народный избранник.
Экспертные предложения
Депутат Сейтсултан Аимбетов озвучил данные о том, из чего сегодня складывается тариф за один киловатт-час электричества. Так, по данным уполномоченных органов, в структуру данного тарифа (в среднем по республике) входят следующие показатели: около 60 процентов – цена энергостанции, которая непосредственно вырабатывает энергию; до 6 процентов – цена системного оператора (КЕГОКа), который организует передачу электроэнергии от энергостанции по национальной электросети и ее техническое обслуживание; до 34 процентов – снабженческие надбавки распределительных и энергоснабжающих организаций, которые доставляют энергию до потребителей и осуществляют их обслуживание. «Здесь совершенно очевиден вопрос. Зачем населению платить 34-процентную снабженческую надбавку и содержать эти излишние структуры ЭСО? Мы полагаем, что настало время пересмотреть структуру тарифа на электрическую энергию и исключить из состава тарифа посреднические надбавки путем упразднения энергоснабжающих организаций и укрупнения региональных энергетических компаний», — предложил мажилисмен. По мнению председателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймердена Уразалинова, сегодняшняя тарифная политика нуждается в пересмотре. «У нас сегодня, будем говорить, затратная тарифная политика, которая не стимулирует субъекты естественных монополий (СЕМ) минимизировать производственные издержки.
Единственным критерием для СЕМ является, как повышать тариф. Они приходят и говорят: одно
подорожало, другое, и просят одобрить их заявку на повышение тарифа. А ведь производственные издержки растут и из-за высокого износа. Необходимо, чтобы были стимулирующие механизмы для снижения этих затрат», — считает глава Казахстанской электроэнергетической ассоциации. «В мировой практике есть много методов тарифной политики, и мы с учетом опыта зарубежных стран должны изучить возможность других методик тарифной политики. Сейчас мы накапливаем материал. Нам необходимо просто совместно с энергокомпаниями, с субъектами естественных монополий сесть за стол, обсудить, выработать тарифную политику. Нельзя модернизировать всю электроэнергетику: и станции, и объекты "КЕGOC”, и региональные сетевые компании, за счет потребителей.
Это огромный пласт работы. Только в энергетической отрасли на модернизацию потребуется порядка 8 триллионов тенге», — отметил Шаймерден Уразалинов в интервью ИА BNews.kz. Эксперт обратил внимание на то, что нормативные и сверхнормативные потери могут быть исключены, если во всех регионах будут созданы автоматизированные системы коммерческого учета (АСКУЭ), которые позволят осуществлять контроль в любое время суток. «Постоянно должен усиливаться контроль, учет, причем это управление должно быть дистанционным. И необходимо повысить ответственность региональных сетевых компаний за наличие этих потерь», — обратил внимание глава ассоциации. Первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау, выступая на этой неделе в ходе совместного заседания Совета по экономической политике при Фракции партии «Нұр Отан» в Мажилисе парламента РК и экспертной группы по направлению «Инновационная экономика», также признал, что монополисты «никогда не были заинтересованы экономить». «Поэтому к ним требования должны быть жестче и соответственно мы по этому пути идем», — отметил представитель МИНТ.
В то же время, по его словам, программа «Тариф в обмен на инвестиции» сегодня приносит свои плоды. «Уже сегодня те, кто модернизировался, в частности в АО "Евроазиатская энергетическая компания”, в Аксуской ГРЭС, уже сегодня снижают тарифы, это факт», — подчеркнул Альберт Рау. К примеру, в 2012 году на Аксуской электростанции вложения корпорации в модернизацию производства превысили цифры,
предусмотренные в соглашении с Министерством индустрии и новых технологий РК: 25,1 миллиарда тенге против запланированного уровня в 22,3 миллиарда тенге. А в июле 2013 года на Аксуской электростанции была завершена реконструкция энергоблока №6 мощностью 325 МВт. Стоимость проекта составила 275 миллионов долларов.
О планах АРЕМа
В АРЕМе убеждены, что тарифная политика страны с каждым годом совершенствуется. После проведения анализа 80 нормативно-правовых актов 17 из них были оптимизированы в 3, а 13 НПА и 16 методик из 40 были поставлены на утрату. «Поэтапно внедряется стимулирующее регулирование по опыту передовых стран: в сфере электроэнергетики с 2013 года для РЭКов установлены тарифы по методу бенчмаркинга. В сфере водоснабжения уже введены новые механизмы, реализуется Комплексный план по внедрению нового механизма тарифообразования на воду на 2013-2015 годы», — отметил Мурат Оспанов.
Кроме того, разработан законопроект по повышению прозрачности тарифообразования, качества регулируемых услуг и усилению контроля над целевым использованием средств. В его рамках планируется, во-первых, внедрить жесткие требования при проведении публичных слушаний и обязательных ежегодных отчетов монополистов по аналогии с отчетами акимов; во-вторых, обеспечить прозрачность в закупках путем разработки систематизированного перечня по ценам на товары, работы, услуги, закупаемые монополистами; в-третьих, установить запрет на взимание предоплаты для субъектов регулируемого рынка и субъектов естественной монополии. И наконец, исключить у монополистов возможности создавать препятствия при подключении. Для этого предлагается ввести дополнительные обязанности монополистов ежеквартально размещать на веб-сайте информацию о загруженности сетей и оборудования, наличии мощностей и пропускной способности сетей.