Как мы осуществляем защиту прав потребителей
В соответствии с действующим в РК законом «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей.
Общественное объединение «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» (сокращенное наименование – ОО «МОО по ЗПП») - это не государственный орган, он не наделен контрольными полномочиями.
Осуществляя свою деятельность в соответствии с законом и своей миссией, ОО «МОО по ЗПП» поставило цель на первоначальном этапе оказывать услуги по консультированию потребителей об их обязанностях и правах. При этом консультирование потребителя проводится на примере его личной проблемы, связанной с приобретением товаров, услуг, работ. Ставя такую цель, мы исходили прежде всего из того, что законодатель предусмотрел для потребителя обязанность, согласно которой потребитель, в случае приобретения некачественного товара, обязан об этом сообщить продавцу. В случае невыполнения этой обязанности, потребитель теряет право на дальнейшие разбирательства по своей проблеме.
Кроме того, восстанавливая свои нарушенные права при разрешении своей личной проблемы, потребитель познает основы своих прав и обязанностей. И при возникновении другой аналогичной проблемы, потребитель сможет самостоятельно ее разрешить. При этом в помощь для разрешения проблемы, объединение предлагает потребителю разработанный образец претензии, на основании которой можно самостоятельно составить претензию и предъявить требования продавцу или исполнителю услуг, работ, если нарушено право потребителя.
На этапе получения консультации, потребитель и ОО «МОО по ЗПП» сможет оценить, нарушено его право, или он заблуждается. Если нарушено его право, то он обязательно узнает, как восстановить это нарушенное право.
Такая практика показала свою жизнеспособность. Большинство из обратившихся за консультацией потребителей самостоятельно разрешают свои проблемы.
Закон «О защите прав потребителей»позволяет объединениям по защите прав потребителей так же осуществлять защиту прав потребителей по их заявлению, жалобе путем предъявления претензии к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) с требованием об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.
Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), общественное объединение вправе обратиться в суд в защиту интересов потребителя.
При этом иски, направляемые общественным объединением потребителей в интересах потребителей для рассмотрения в суде, государственной пошлиной не облагаются, в отличие от исков, направляемых самими потребителями.
Законом о «О защите прав потребителей» объединению предоставлено так же право предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей.
Так же объединение вправе:
- вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в уполномоченный орган и иные государственные органы;
-обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;
- изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги);
- осуществлять прием заявлений, жалоб;
- обращаться в государственные органы с целью оценки качества товара (работы, услуги) в случае поступления заявления, жалобы потребителя;
- представлять интересы потребителей в государственных органах, а также в иных общественных объединениях в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;
- исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;
-реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов.
С принятием в 2011 году закона в РК «О медиации» стал для потребителей доступен и еще один путь разрешения споров и конфликтов – в порядке медиации. Этот способ позволит разрешать споры и конфликты во всех сферах общественной жизни, начиная от самой маленькой ячейки общества - семейной - до важнейших в масштабах государства с помощью профессионального медиатора.
Кроме защиты прав потребителей, ОО «МОО по ЗПП» имеет право оказывать юридические услуги физическим и юридическим лицам.