Все-таки 14 дней или не 14 дней для возврата товара?
На своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что потребители и продавцы товаров зачастую путают условия возврата или же обмена товара.
В своей статье мы решили разобрать эту статью, что называется по косточкам.
Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара.
При этом Покупатель вправе обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
Какие же товары надлежащего качества Вы не можете вернуть Продавцу в течение 14 дней, если он не подошел Вам?
Такой перечень товаров перечислен в законе РК “О защите прав потребителей”.
1) лекарственные средства и медицинские изделия;
2) нательное белье;
3) чулочно-носочные изделия;
4) животные и растения;
5) метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственные, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеумы, багеты, пленки, клеенки;
6) абонентские устройства сотовой связи.
Следует обратить внимание в этом перечне на ковровые изделия. На практике некоторые продавцы отказывают в возврате ковра, если он не подошел по размеру, расцветке и т.д. Это заблуждение со стороны продавца, так как готовый ковер не может относиться к метражным товарам.
А если Вы приобрели ковровую дорожку, которую Вам отмерили по Вашей просьбе длиной, допустим 5 метров, то такой товар не подлежит возврату.
Потребителю так же необходимо помнить о том, что если перечисленные товары окажутся некачественными, то основанием для их возврата будет уже не 14 дней. Это основание не применимо в этом случае.
Основанием для возврата этих товаров будет гарантий срок, либо срок годности. Если такие сроки не предусмотрены, то в течение двух лет со дня передачи товара.
На практике зачастую продавцы пытаются отказать в обмене или возврате товара надлежащего качества потребителю под разными предлогами при его устном обращении. То нет на месте лица, который может принять решение, то нет хозяйки бутика, зайдите через неделю и т.д. надеясь, что потребитель пропустит этот 14 дневный срок.
Как потребителю поступить в этом случае? Для того, чтобы зафиксировать, что потребитель обратился в предусмотренный законом срок, необходимо написать претензию тому, кому заплатили деньги за товар и потребовать обмен товара либо возврат денег.
Претензию необходимо вручить продавцу, а на своем экземпляре получить отметку о его вручении с указанием даты вручения, ФИО и росписи получателя. Эта канцелярская дотошность позволит вам в случае спора доказать, что вы обратились в срок. А если продавец отказывается получать от вас претензию, расписываться, указывать дату получения и ФИО, отправляйте претензию через любую почту с уведомлением. И не забудьте получить уведомление назад. Это уведомление позволит вам отследить 10 дневный календарный срок для получения ответа. Кроме того, в случае судебного разбирательства позволит потребовать выплаты неустойки за не выполнение Ваших законных требований в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки выполнения Ваших требований, а так же Ваших почтовых расходов.
Также, уважаемые потребители, Не забывайте! В случае, если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя). В этом Вам могут помочь свидетельские показания при их наличии, записи камер видеонаблюдения, Ваши съемки на телефон.
Данная информация подготовлена по заказу ГУ «Управление торговли и предпринимательства Мангистауской области» Общественным объединением «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» в рамках реализации проекта грантодателя НАО «ЦПГИ» по теме «Профилактика нарушения прав и законных интересов потребителей».