» » » Грамотный потребитель

Грамотный потребитель


Дорогой потребитель! Каждый из нас, наверно, когда-то столкнулся с нарушением права потребителя. Детальное изучение закона РК «О защите прав потребителя» (далее по тексту закон о ЗПП РК) поможет каждому из нас повысить свои правовые знания и в конечном итоге усилить экономику страны. Почему так? Потому что грамотный потребитель - это стимул субъекту бизнеса для выпуска качественного товара и индикатор, который определяет уровень жизни населения страны в целом.

 

В статье 7 закона о ЗПП РК, а именно:

1)свободное заключение договоров на приобретение товаров;

К примеру, покупая в магазине бытовую технику, продавец не может принудить вас приобрести сертификат дополнительного сервиса или другой товар. При продаже товара на него уже установлен, как правило, гарантийный срок, а условия сертификатов дополнительного сервиса предусматривают его использование после истечения гарантийного срока на товар.

2)получение информации о товаре, а также о продавце;

Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, а также о продавце в соответствии со статьями 10 и 25 закона о ЗПП РК .

3)приобретение безопасного товара;

4)свободный выбор товара;

5)надлежащее качество товара;

6)обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для потребителя товара, он вправе потребовать возврата стоимости товара.

Однако лекарственные средства и изделия медицинского назначения; нательное белье; чулочно-носочные изделия; животные и растения; метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, меха искусственного, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленки, клеенки; абонентское устройство сотовой связи не подлежат обмену и возврату в течение 14 дней как товар надлежащего качества, хотя и не были в употреблении. Перечень изделий медицинского назначения указаны в Приказе Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 июня 2015 года № 516.

Т.е не все то, что продается в аптеках, являются изделиями медицинского назначения. Потребителю следует помнить, что перечисленные категории товаров подлежат возврату в случае, если они оказались некачественными, так как раскрошившимися таблетками или просроченными лекарствами нельзя

пользоваться, больные животные и растения могут представлять опасность для жизни человека и т.д.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать одно из требований по статье 15 закона о ЗПП РК.

Уважаемый потребитель! К сожалению, некоторые продавцы вводят Вас в заблуждение, игнорируя Ваше право, и отправляя Вас в сервисный центр, когда вы хотите вернуть некачественный товар. Причину, почему товар оказался не надлежащего качества после его продажи, вправе установить продавец, законодатель для этого дает ему 30 дней.

Поэтому выбор- обратиться к продавцу либо в сервисный центр, принадлежит Вам, потребителю. И никто не вправе заставлять Вас обращаться в сервисный центр.

7) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара;

8) получение у продавца документа, подтверждающего факт приобретения товара;

В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя).

Разберем, какие же права и обязанности есть у продавца.

Обязанности продавца указаны в статье 24 закона о ЗПП РК.

Продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта, в тенге, а также обеспечить условия хранения товара.

Хотим обратить внимание потребителей на права и обязанности продавца в части гарантийного обслуживания товара.

Продавец вправе увеличить гарантийный срок, установленный изготовителем, но не вправе уменьшать его. Однако встречаются случаи, когда изготовитель товара дает гарантийный срок допустим на 3 года, а продавец уменьшает его.

При замене товара (комплектующего изделия) продавцом, гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.

Что же делать, если ни изготовителем, ни продавцом не установлен гарантийный срок на товар, а так же срок годности? Закон о ЗПП РК дает право потребителю предъявить требования, связанные с недостатками товара при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара.

 

Будьте бдительны, потребители! Изучайте свои права потребителя!

Информация подготовлена ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» по социальному проекту НАО «ЦПГИ» при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан по теме «Проведение мероприятий по повышению правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей в Мангистауской области».

 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930